1 Нормативные требования (основные документы, регламентирующие разработку планов) 1.1 Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 №240) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». 1.2 Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации». 1.3 Приказ МПР №156 от 03.03.2003 «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации». 1.4 Приказ МЧС №621 от 28.12.2004 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации». 1.5 Приказ Минтранса от 8 августа 1995 года N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
2 Контрольно-надзорные органы В соответствии с приказом МЧС №621 Контроль за ходом выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (Н), определенных в Планах, осуществляется соответствующими контролирующими и надзорными органами исполнительной власти в ходе плановых и внеплановых проверок, а также в процессе практических действий организаций при ликвидации ЧС (Н), проведении учений и тренировок. Такими контролирующими организациями могут быть: - МЧС; - Ростехнадзор; - МПР; - Территориальные БВУ (бассейноводные управления); - Федеральное агентство лесного хозяйства; - Администрация Субъекта РФ; - Пожнадзор МЧС; - и т.д.
3 Область действия законодательства по ПЛАРН Действия законодательства регламентирующего разработку ПЛАРН распространяется практически на все Предприятия Холдинга. Данное предположение основано на следующем в соответствии с с приказом МЧС №621 п.12 «Уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, а также Приказом МПР России от 03.03.2003 N 156, определяющим величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации» Если в Постановлении № 613 изложены общие требования, то в приказе МПР №156 таб.3 четко указаны нижние границы разлива нефтепродуктов.
Нижняя граница – обозначает минимальный объем утечки / разлива нефтепродуктов, на который не требуется разрабатывать ПЛАРН.
4 Разработка ПЛАРН Регламентируется документами, перечисленными в п.1. Разрабатывается организацией, лицензирование, сертификация, аккредитация данной деятельности не требуется. Поэтому привлечение специализированной организации не обязательно. Сложность разработки ПЛАРН обусловлена кол-вом объектов (связанных с нефтепродуктами), технологическим процессом, технической сложностью данных объектов. В соответствии с п.14 "Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" Организации, имеющие однотипные опасные производственные объекты, могут по согласованию с МЧС России разрабатывать типовые Планы организаций для этих объектов. При этом особенности функционирования конкретного опасного производственного объекта учитываются в приложении к типовому Плану организации, которое согласовывается и утверждается в порядке, устанавливаемом настоящими Правилами. Стоимость разработки и сопровождения ПЛАРН специализированными организациями начинается от 60 тыс.рублей за объект.
5 Согласование и утверждение В соответствии с приказом МЧС №621 П.15. Планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. П.16. Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а Календарные планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителям и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления.
6 Экспертиза Экспертиза ПЛАРН осуществляется региональными Представительствами ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС РФ. Письмо ГЭП МЧС №ГЭП 2970-23 от 30.08.2006 «О взимании платы за проведение экспертизы планов ЛРН» регламентирует этот процесс и устанавливает, что бесплатно проводится экспертиза планов для воинских частей и планов, разработанных МЧС России. По данным некоторых источников в интернете стоимость экспертизы ПЛАРН - от 40 тысяч рублей.
7 Варианты действий Предприятий - Не делать ПЛАРНы, административный штраф ориентировочно в размере 20 000 – 50 000 руб., возможна приостановка деятельности предприятия. - Предприятие разрабатывает ПЛАРНы заблаговременно или в случае выдачи предписания со стороны контрольно-надзорных органов (тогда сроки будут более жесткие). Возможно привлечение специализированной организации(й).
|